Любой бизнес подразумевает сотрудничество между компаниями в той или иной форме. При частых денежных операциях между юридическими лицами, рано или поздно может возникнуть дебиторская задолженность. Это конечная сумма денег, которую компания покупатель (дебитор) должна выплатить поставщику.
Стоит учитывать, что этот долг все равно учитывается при подсчете капитала юридического лица. Когда именно фирма получит то, что её должны не играет роли. Однако, иногда вполне могут возникать ситуации, в которых необходимо списать такие долги. Процедура такого характера всегда обязана быть подкреплена актом списания дебиторской задолженности.
Форма
Законодательство не обязывает составлять документ в какой-либо конкретной форме. Главное упомянуть всю необходимую информацию. Хотя во многих крупных организациях есть свой собственный вариант этого акта. Для меньших предпринимателей вполне подойдет обычный лист А4.
Для чего требуется акт о списании дебиторской задолженности
Первым делом надо упомянуть, что государству, в лице налоговой инспекции, абсолютно нет дела до причин списания долгов. Единственное что их интересует – это правильное оформления данного действия.
Это вполне объяснимо, ведь списание долгов будет являться причиной расходов компании. И государству необходимо дать понять, что здесь все чисто, нет нарушений закона и попыток уйти от уплаты налогов.
Когда списывают долги
Ситуации, при которых может произойти необходимость списать долги, бывает множество. Вот несколько самых распространенных:
- Срок взыскания давно прошел, долг невозможно получить даже при помощи судебной системы;
- Глава компании решил простить долги исходя из своих личных побуждений;
- Компания должник более не существует.
Когда компания решает простить долг по причине невозможности его взыскания, необходимо иметь в наличии оправдательный документ. Например судебное решение.
Крайне внимательно нужно действовать при ситуации, когда долги прощаются по личному решению руководящего человека, пусть это и случается довольно редко. Налоговая инспекция вполне может посчитать такой жест доброй воли как получение взятки в той или иной форме. Поэтому необходимо крайне тщательно подойти к подготовке объяснения такого решения.
Теперь становится ясно, что далеко не во всех ситуациях можно обойтись простым актом списания дебиторской задолженности. Иногда придется поработать более тщательно.
Простого акта будет достаточно при физическом отсутствии компании должника, и при вышедших сроков на уплату долга.
Правильный порядок списание долга
Дебиторская задолженность – это долг одной компании по отношении к другой. Как правило, такое возникает при продаже товаров в рассрочку. Когда такой товарооборот происходят на протяжении длительного периода времени, долг может накопиться серьезный.
И когда директор компании должника осознает, что долг накопился слишком большой и его компания уже физически не может оплатить его, долг становится безнадежным. Тогда в ход вступает инструмент списания долга.
Естественно, это происходит после документального подтверждения, что компания должник не имеет возможности оплатить свою задолженность. Чтобы списать дебиторскую задолженность, необходимо произвести следующие действия:
- Глава компании издает указ, который обязывает соответствующих сотрудников провести инвентаризацию;
- Данные результаты прописываются в акте ИНВ-17, в нем же пишется и общая сумма задолженности;
- Издается указ и списании задолженности.
- Бухгалтера компании осуществляют списание дебиторской задолженности на основании специального акта. Сам процесс списание также подтверждается актом списания дебиторской задолженности.
Как оформить акт списания дебиторской задолженности в 2021 году
Законодательство не обязывает соблюдать какие-либо специальные рамки при оформлении этого акта. Допускается свободная форма на обычном листе формата А4. Не смотря на это, крупные компании обычно имеют свои собственные бланки.
Все же стоит следовать формальному порядку при заполнении: сверху указывается наименование компании, её регистрационные данные и так далее. Основная часть должна в себя включать следующее:
- Конкретные основания инвентаризации расчета с контрагентами;
- Дата проверки;
- Полный список фирм дебиторов. Если таких фирм более одной, рекомендуется составить таблицу со всеми данными этих компаний;
- Полная сумма списания и документы, доказывающие правомерность данного действия.
В заключение документа глава компании и главный бухгалтер обязаны поставить свои подписи. Акт оформляется в единственном экземпляре и должен оставаться на хранении как минимум следующие пять лет.
Также законом допускается оформление не акта, а решения или протокола. К ним также необходимо прикреплять сопутствующие документы, доказывающие законность таких действий.
Старайтесь заполнять акт аккуратно, не допуская ошибок или помарок. При допущении таковых, необходимо начинать все с чистого листа, либо использовать официально допускаемый алгоритм исправления ошибок в документах.